Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение детей и подростков.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, урочную и внешкольную работу с учащимися ДЮСШ.
Цель профориентационной работы:
- оказания профориентационной поддержки обучающимся в процессе обучения и будущей профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старших классов ДЮСШ с учреждениями профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации обучающихся:
- Профессиональной просвещение.
- Профессиональная диагностика.
- Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в ДЮСШ:
СОГ 1-2 г.о.:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе.
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда в области физической культуры и спорта.
БУ 1-3 г.о.:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта.
- Представления о собственных интересах и возможностях.
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
БУ 4-6 г.о.:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в ДЮСШ:
- Оформление уголка по профориентации, страничка на школьном сайте в разделе «Профессиональное самоопределение».
- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами.
Работа с обучающимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий и др.
- Расширение знаний в рамках дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программы.
- Организация экскурсий в учебные заведения (посещения дней открытых дверей учебных заведений).
- Встречи с представителями учебных заведений.
- Участие в конкурсах и спортивных соревнованиях.
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний.
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.